Пятое Всебелорусское народное собрание

Один из главных принципов работы КГК - не тормозить экономическую инициативу

Романович Иван
Первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Беларуси
19.06.2016 11:09

Пять вопросов делегату пятого Всебелорусского народного собрания


На вопросы отвечает первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Беларуси Иван Романович

1. Какие вопросы являются, на ваш взгляд, самыми актуальными на ближайшую пятилетку?

- Вопросы социально-экономического развития нашей страны. И в первую очередь - вопросы экономики. На ней базируется благосостояние государства.

Полагаю, что наиболее важными в следующей пятилетке будут вопросы устойчивости и положительной динамики национальной экономики. Среди приоритетов - создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств, выход на проектные мощности модернизированных предприятий, дальнейшая модернизация машиностроения под конкретные рынки сбыта, завершение реконструкции молочно-товарных ферм и их заполнение высокопродуктивным племенным скотом, повышение роли отраслевой и фундаментальной науки, повышение туристической привлекательности Беларуси. И это - далеко не полный перечень "китов", на которых должна прочно стоять Беларусь в будущей пятилетке.

Позволю себе добавить, что Комитет государственного контроля участвовал в подготовке основных положений Программы социально-экономического развития и внес свои конкретные предложения.

2. Лично вас и ваших коллег что волнует больше всего?

- Больше всего волнует то, как качественно выполнить решения главы государства, особенно в условиях оптимизации структуры Комитета, которая в первую очередь связана с сокращением численности работников. А такие решения включают широчайший спектр вопросов, которые входят в компетенцию нашего контролирующего ведомства. И главную свою задачу Комитет госконтроля видит не только в контроле за использованием бюджета и государственной собственности. Хотя это, безусловно, архиважно. Один из главных принципов нашей работы - не мешать предприятиям развиваться, получать хорошую прибыль и поддерживать занятость населения.

Мы предлагаем помощь тем, кто допускает неумышленные ошибки. И жестко действуем в отношении тех, кто разбазаривает, не по-хозяйски использует государственные средства, умышленно скрывает налоги, пособничает лжепредпринимательству, теневому обороту товаров и денежных средств. Действуем, разумеется, в строгом соответствии с законом.

Конечно, по фактам нарушений взыскиваются штрафы. Но санкции применяются с учетом финансово-экономического состояния предприятия. Просчитываются последствия наших решений для производства и работников.

Мы исходим из того, что государственный контроль не должен тормозить экономическую инициативу, но в то же время он в полной мере должен обеспечивать экономическую безопасность государства.

3. Есть ли у вас инициатива, с которой вы идете на собрание?

- Инициативы у Комитета госконтроля, разумеется, имеются. Скажу об одной. Наше предложение важно в силу того, что страна остро нуждается в инвестициях. А для этого недостаточно усилий одного, десяти или даже сотни конкретных инвесторов. Они должны четко понимать, что в Беларуси их ждут, им помогут. Для этого, по нашему мнению, надо в корне изменить роль и значение Инвестиционного агентства, возможно, и поднять его статус. Думается, что это предложение должно хорошо сработать на общий инвестиционный климат.

4. Что изменилось за предыдущую пятилетку для вашего ведомства?

- За пять лет Комитетом госконтроля по поручению Президента проделана большая работа по оптимизации контрольной деятельности. Ей придан предупредительный характер, закреплены в нормативно-правовом плане новые принципы, формы и методы контроля. Проверки назначаются на основании имеющейся достоверной информации о совершенном преступлении или административном правонарушении. Это позволяет не дергать нормально работающие предприятия. В то же время сократилось количество проверок, а их результативность - возросла. Например, за 2015 год Комитетом госконтроля взыскано в бюджет в 1,4 раза больше средств, чем за 2011 год (в долларовом эквиваленте), притом что численность сотрудников КГК сократилась в 1,3 раза, а количество проверок - в 2,6 раза.

Мы стали направлять наши усилия не только на фиксирование недостатков и нарушений, но, главное, на выявление и устранение причин и условий, их порождающих. Сегодня мало только проверить, выявить и наказать. Не менее важно предотвратить, подсказать и помочь достижению запланированных результатов.

Отрадно, что в последние годы Комитет госконтроля все чаще воспринимается как союзник в реализации новых и перспективных проектов, к которому всегда можно обратиться за справедливостью и советом.

Но и, конечно, мы верны нашему кредо: для тех, кто умышленно пренебрегает законом, остается неизменным принцип неотвратимости наказания. И, содействуя соблюдению законодательства во всех его проявлениях, мы сами остаемся верны ему в повседневной деятельности.

5. По вашему мнению, что сегодня является объединяющей идеей для всех жителей Беларуси?

- Нашей объединяющей идеей является патриотизм - готовность беречь свое наследие и хранить верность традиционным ценностям белорусов. Всех нас объединяет чувство долга и ответственности за страну и ее будущее, а значит, и за будущее подрастающего поколения.

Мы должны учиться сами и учить правовой культуре наших детей. Мы обязаны иметь стабильное и действенное законодательство. В этом видится залог мира, согласия, стабильности и укрепления государственности, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.
История собраний
 I Всебелорусское народное собрание I Всебелорусское народное собрание состоялось в Минске 19-20 октября 1996 года. На нем присутствовали 4787 делегатов, 113 человек были приглашены в качестве гостей. В этот период перед республикой, выходившей из кризиса начала 90-х годов прошлого столетия, стояли серьезные задачи. Нужно было остановить инфляцию, сократить дефицит госбюджета, не погрязнуть в долгах.  II Всебелорусское народное собрание II Всебелорусское народное собрание прошло 18-19 мая 2001 года. К этому времени в жизни республики произошли существенные перемены. На двух референдумах белорусский народ определил конституционное устройство страны, решил языковые проблемы, утвердил государственные символы. Была создана эффективно действующая система государственного управления.  III Всебелорусское народное собрание  III Всебелорусское народное собрание состоялось 2-3 марта 2006 года. На форум прибыло 2,5 тыс. делегатов. В его работе приняли участие и почетные гости, общественно-политические деятели России и Украины, представители белорусской диаспоры за рубежом, главы аккредитованных в стране дипломатических миссий.  IV Всебелорусское народное собрание IV Всебелорусское народное собрание прошло в Минске 6-7 декабря 2010 года. В работе форума приняли участие 2,5 тыс. делегатов. В повестку дня IV Всебелорусского народного собрания были внесены вопросы об итогах реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и об основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Проект программы развития на предстоящую пятилетку предварительно был вынесен на широкое общественное обсуждение.